ЗиС-10 '1933–46

ЗиС-10 '1933–46
ЗиС-10 '1933–46
 
 

Седельный тягач на базе ЗиС-5.

ЗиС-5 пожарная автоцистерна '1936–41

 
ЗиС-5 пожарная автоцистерна '1936–41
ЗиС-5 пожарная автоцистерна '1936–41
 

Пожарная автоцистерна производства Московского завода пожарных машин. С 1941 года получила наименование ПМЗ-2.

ЗиС-22 '1938–40

ЗиС-22 '1938–40
ЗиС-22 '1938–40
 
 

Полугусеничный грузовик на базе ЗиС-5.

НАТИ-23А '1939 Произведен в единственном экземпляре

 
НАТИ-23А '1939
 
 

Газоненераторная установка НАМИ-23А на шасси ЗиС-5. Для того чтобы разместить очиститель газа, часть кабины с правой стороны была вырезана. Установка предназначалась для работы на антраците.

ЗиС-21 '1939–41 Произведено 15 445 единиц

ЗиС-21 '1939–41
 
 
 

Грузовой автомобиль ЗиС-5 с газогенераторной установкой НАТИ-Г-14 получил название ЗиС-21. Установка изготавливалась на московском заводе "Комета" и отличалась простотой и надежностью. Ее масса составляла 440 кг, высота бункера - 1360 мм, диаметр - 502 мм. Вес чурок в объеме бункера - 80 кг. Камера сгорания ЗиС-21 выполнялась из дешевой малоуглеродистой стали с аллитированием (насыщением поверхностного слоя алюминием). Газогенератор монтировался с правой стороны кабины и крепился к правому лонжерону рамы при помощи двух основных кронштейнов и одного вспомогательного. В связи с этим была усилена правая передняя рессора - ставили листы толщиной 8 мм вместо штатных 6.5 мм. Ввиду отсутствия достаточного места для размещения газогенератора, пришлось сократить часть кабины со стороны пассажира - правая дверь была наполовину уже стандартной. Тем самым была сохранена длина бортовой платформы. Охладители-очистители грубой очистки и охлаждения газа, состоящие из трех цилиндров, последовательно соединенных между собой, располагались поперек машины позади кабины под грузовой платформой. С левой стороны автомобиля у кабины устанавливался тонкий очиститель цилиндрической формы высотой 1810 мм и диаметром 384 мм. Для розжига газогенератора устанавливался центробежный вентилятор с приводом от электромотора. На автомобилях выпуска 1938 г. вентилятор крепился к кронштейну правой подножки, а на ЗиС-21, выпущенных с 1939 г., - к левой подножке автомобиля. Для ускоренного запуска двигателя и для маневрирования в пределах гаража на ЗиС-21 на моторном щите под капотом устанавливался бензобак емкостью 7.5 л. Автомобиль имел радиатор увеличенного объема типа ЗиС-6.

ЗиС-22-Н '1940

ЗиС-22-Н '1940
 
 
 

Весной 1940 г. был построен опытный образец ЗиС-22-Н ("новый"). Он также имел по два ведущих колеса на борт с дифференциалом между ними, но его ведущие колёса вместо сдвоенных пневматических шин получили по паре сплошных грузошин (резиновых бандажей), между которыми устанавливались звёздочки для принудительного зацепления с гусеницей. Слабую резинокордную гусеницу заменили на металлическую с импортными резино-металлическими шарнирами "Джонсон". Каждый трак получил по два наружных резиновых башмака. Была усилена рамка движителя, повышена её жесткость. В результате этих усовершенствований снаряжённая масса машины выросла на 545 кг и составила 5205 кг. Практически весь рост массы пришёлся на гусеничные тележки, которые теперь весили 1973 кг - 38% от массы всей машины.

ЗиС-33 '1940–41 Произведено примерно 4 500 единиц

ЗиС-33 '1940–41
ЗиС-33 '1940–41
ЗиС-33 '1940–41
 

ЗиС-33 - наименование гусеничного движителя, которым мог комплектоваться серийный грузовик ЗиС-5. Партия ЗиС-33 в 1940 г. прошла испытания зимой в боевых условиях во время финской войны.

ЗиС-32 '1941

ЗиС-32 '1941
ЗиС-32 '1941
ЗиС-32 '1941
 

В 1940 г. был создан вариант ЗиС-5 c приводом на обе оси. Машина получила индекс НАТИ-К-2. В 1941 г. Московский автозавод начал выпускать машину под обозначением ЗиС-32. Несмотря на возросший расход топлива, ЗиС-32 имел больший запас хода за счет увеличенных топливных баков. На части серийных машин устанавливался более мощный двигатель ЗиС-16 (85 л.с.). Выпуск ЗиС-32 был прекращен в связи с эвакуацией Московского автозавода на Урал в конце 1941 г. Всего было выпущено несколько десятков автомобилей.

БЗ-42 на шасси ЗиС-5В '1942–????

 
БЗ-42 на шасси ЗиС-5В '1942–????
 
 

ЗиС-42 '1942

ЗиС-42 '1942
ЗиС-42 '1942
ЗиС-42 '1942
ЗиС-42 '1942

От базового ЗиС-5В полугусеничный ЗиС-42 отличался наличием гусеничной ходовой части с двумя качающимися тележками вместо задних ведущих колес. Для предохранения от ударов движителей при езде по сильнопересеченной местности с нижней стороны платформы на специальных кронштейнах устанавливались четыре ограничительных ролика. Гусеничная лента (общей шириной 414 мм) представляла собой две резинотканевых ленты толщиной 21 мм и шириной 178 мм каждая, соединённых между собой металлическими накладками. С этими накладками зацеплялись зубья ведущего колеса, а от соскакивания ленты удерживались штампованными плицами, которые крепились к лентам с внутренней стороны. С наружной стороны на лентах закреплялись резиновые башмаки, привулканизированные к стальным основаниям. При езде по глубокому снегу, болоту использовались лыжи, устанавливаемые на передние колёса.

ЗиС-42М '1942–46 Произведена 5 931 единица

ЗиС-42М '1942–46
ЗиС-42М '1942–46
 
 

Модернизированный автомобиль ЗиС-42М на базе ЗиС-5В имел двигатель типа ЗиС-5M (76 л.с.). Радиатор и фары прикрывались решёткой для защиты от повреждений.

ЗиС-5В '06.1942–52

ЗиС-5В '1942–52
ЗиС-5В '1942–52
 
 

Появление этой упрощённой модификации ЗиС-5 было связано с началом Великой Отечественной войны. Машину с этих пор изготавливали 3 предприятия: московский ЗиС (с июня 1942 г. по май 1948 г.), ульяновский УльЗиС (с мая 1942 г. по февраль 1944 г.) и УралЗиС в Миассе. Компоновка и принципиальные технические решения остались прежними, однако конструкция машины была пересмотрена с учетом сырьевых и технологических возможностей военного времени. Кабина стала цельнодеревянной: она представляла собой каркас из деревянных брусьев, обшитых "вагонкой", что экономило 124 кг металла с каждой машины; из дерева начали делать подножки, чуть позже - и рулевые колеса. У грузовой платформы откидным оставили только задний борт. В целях уменьшения трудоемкости отказались от тормозов передних колёс, упростили конструкцию глушителя. Кроме того, большую часть автомобилей комплектовали только одной, левой фарой. Грузовики ЗиС-5В сыграли немалую роль в годы войны, снискав признание автомобилистов за неприхотливость, простоту устройства и высокую надёжность.

АК-3 на шасси ЗИС-5 '1946–????

МПР-10 на шасси ЗиС-5 '1946

МПР-10 на шасси ЗиС-5 '1946
 
МПР-10 на шасси ЗиС-5 '1946
 

Пескоразбрасыватель МПР-10 - одна из ранних послевоенных конструкций подобного типа. Построен Управлением предприятий коммунального обслуживания Ленгорисполкома (УПКОЛ). Машина базировалась на шасси грузовика ЗиС-5 и оснащалась специальным металлическим кузовом, подвешенным на пластинчатых пружинах. Во время работы при помощи кривошипно-шатунного механизма кузову сообщались возвратно-поступательные колебательные движения, благодаря этому, а также наклонному днищу кузова, песок поступал в бункер, расположенный в задней части, и затем - на разбрасывающий диск. Такая конструкция оказалась более работоспособной по сравнению с кузовами пескоразбрасывателей, имевшими подвижное дно из прорезиненного ремня, или кузовами, в которых подача песка выполнялась шнеком. Привод разбрасывающего диска и кривошипно-шатунного механизма был механическим и осуществлялся от двигателя автомобиля. Тем не менее конструкция, обеспечивающая подачу песка на разбрасывающий диск, была далека от совершенства. Механизмы, осуществляющие колебательные движения кузова, оказались сложными в эксплуатации и требовали тщательной регулировки, а также вызывали вибрацию всей машины, приводя тем самым к нарушению крепежа.

Л-1 '1946–49 Произведено примерно 100 единиц

Л-1 '1946–49
Л-1 '1946–49
 
 

Сразу после Великой Отечественной войны страна остро нуждалась в пополнении парка автобусов, однако лишь ГАЗ смог возобновить производство устаревших 17-местных машин модели 03-30. По этой причине, прежде всего в крупных городах, силами местных предприятий был организован выпуск автобусных кузовов и установка их на реконструированные грузовые шасси. Одним из таких предприятий стал авторемонтный завод Автотранспортного Управления Ленинграда. Его первый автобус модели Л1 базировался на шасси ЗиС-5В, а кузов имел деревянный каркас и обшивку из стальных листов. Вагонная компоновка позволила более решительно использовать длину базы и сделать машину сравнительно легкой, но, к сожалению, проявила себя отрицательно - передняя ось, а следовательно, шины были перегружены. Тем не менее завод выпустил более сотни машин Л1. Это первые в стране серийные автобусы вагонной компоновки, выпускавшиеся уже в 1946 г. У образцов 1947 г. проемы колес закрывали щитками, в тормозную систему был введен вакуумный усилитель, несколько изменилось оформление передней части кузова, лучше стала обзорность с места водителя.

ПММ на шасси ЗиС-5В '1946–49

ПММ на шасси ЗиС-5В '1946–49
 
 
 

Поливо-моечная машина на шасси ЗиС-5В. Изготавливалась московским заводом "АРемЗ" в кооперации с другими предприятиями городского управления авторемонтных заводов. Автомобиль имел цистерну на 3000 л, оснащенную пожарным насосом.

ПМЗ-8 '1947–51 Произведено 1 035 единиц

ПМЗ-8 '1947–51
 
 
 

ЗиС-5М/УралЗиС-355В '1952–10.1958 Произведено примерно 61 000 единиц

ЗиС-5М/УралЗиС-355В '1952–58
ЗиС-5М/УралЗиС-355В '1952–58
ЗиС-5М/УралЗиС-355В '1952–58
ЗиС-5М/УралЗиС-355В '1952–58

АСМ-1 на шасси ЗИС-5

АСМ-1 на шасси ЗИС-5
 
 
 

←предыдущая следующая→

01 02

AutoWP.ru '2005–н.в.