ЗиЛ-132К (ПЭУ-1) '1966–73 Произведено 13 единиц

ЗиЛ-132К (ПЭУ-1) '1966–73
ЗиЛ-132К (ПЭУ-1) '1966–73
ЗиЛ-132К (ПЭУ-1) '1966–73
ЗиЛ-132К (ПЭУ-1) '1966–73

ЗиЛ-5901 (ПЭУ-2) '1970 Произведен в единственном экземпляре

ЗиЛ-5901 (ПЭУ-2) '1970
ЗиЛ-5901 (ПЭУ-2) '1970
ЗиЛ-5901 (ПЭУ-2) '1970
 

Под индексом ПЭУ-2 в СКБ разрабатывали эвакуатор увеличенных размеров, универсальную машину, способную одновременно везти на грузовой платформе спускаемый аппарат, а в многоместной пассажирской кабине - команду спасателей и вернувшихся на землю космонавтов, в том числе экипажи многоместных кораблей. Такое совмещение функций привело к созданию амфибии исполинских размеров длиной 11665 мм, шириной 3275 мм и высотой около 3 м. Постройку амфибии ПЭУ-2 с автомобильным индексом ЗиЛ-5901 завод завершил к 100-летнему юбилею В.И. Ленина 22 апреля 1970 года. С технической точки зрения автомобиль-гигант, ведущим конструктором которого выступал Ю.В. Балашов, не представлял большой сложности, так как примененные в нем технические решения, часть узлов и агрегатов были уже опробованы на предыдущих разработках СКБ ЗиЛа. Например, форму водоизмещающего стеклопластикового кузова уже опробовали на огромной четырехосной амфибии ЗиЛ-135П "Дельфин" 1965 года. Правда, если у "Дельфина" был бескаркасный кузов, то ПЭУ-2 он базировался на раме из алюминиевого профиля. По сравнению с ЗиЛ-135П у автомобиля ЗиЛ-5901 уменьшилась на 2 м габаритная длина. Автомобиль на обычном колесном ходу прекрасно ездил и по асфальту, но его габариты выходили далеко за пределы разрешенных ПДД. Поэтому для любой поездки по дорогам общего пользования ПЭУ-2 требовалось специальное разрешение ГАИ. Также из-за очень больших габаритов амфибия не входила в грузовые отсеки военно-транспортных самолетов. Хотя ПЭУ-2 успешно прошел испытания на бездорожье, мог безопасно входить в воду и выходить из нее, от него все же отказались в пользу спасательных комплексов из двух более компактных машин: пассажирской - отдельно, грузовой - отдельно. В конечном счете ЗиЛ-5901 так и остался построенным в единственном экземпляре.

ЗиЛ-49042 (ПЭУ-2) '1972 Произведен в единственном экземпляре

ЗиЛ-49042 (ПЭУ-2) '1972
ЗиЛ-49042 (ПЭУ-2) '1972
ЗиЛ-49042 (ПЭУ-2) '1972
 

ЗиЛ-132К (ПЭУ-1М) '1972–79 Произведено 6 единиц

ЗиЛ-132К (ПЭУ-1М) '1972–79
ЗиЛ-132К (ПЭУ-1М) '1972–79
 
 

Эта машина стала первым серийным специальным транспортным средством для поиска приземлившихся спускаемых аппаратов космических кораблей, а если это пилотируемые корабли, то для спасения их экипажей. За встречу на земле вернувшихся с орбиты космонавтов в советское время отвечало командование Военно-воздушных сил. По инициативе С.П. Королева руководство ВВС в 1964 году выдало Специальному конструкторскому бюро ЗиЛа задание разработать поисково-спасательный автомобиль, сочетающий в себе абсолютную проходимости и авиатранспортабельность. 29 декабря 1964 года заместитель Главнокомандующего ВВС по вооружению утвердил тактико-технические требования к такой машине, а в начале 1965 года было сформулировано техническое задание. Острую необходимость выпуска универсальных спасательных машин подчеркнула аварийная посадка корабля "Восход-2" с космонавтами П.И. Беляевым и А.А. Леоновым 19 марта 1965 года. Система посадки вышла из строя, и спускаемый аппарат приземлился не в расчетном месте, а в труднопроходимом таежном районе. Космонавты ждали помощи двое суток. Первый рабочий экземпляр машины ПЭУ был построен только летом 1966 года. Работы над ней возглавлял Ведущий конструктор Г.И. Хованский. Новинку принимала правительственная комиссия, в состав которой входили космонавты Юрий Гагарин и Алексей Леонов. Испытания первых машин ПЭУ-1 прошли успешно, эта модель была принята на вооружение спасательной службы ВВС. В 1972 году на той же самой базе была создана пассажирская модификация ПЭУ-1М. У нее вместо крановой установки и ложемента был сделан салон для 7 человек и одного места на носилках. Таким образом, сформировался спасательный комплекс из двух автомобилей - грузового с краном и пассажирского. Спасатели так и прозвали эти машины: "Кран" и "Салон". В 1974 году появилась модификация крановой машины ПЭУ-1Б для эвакуации спускаемых аппаратов кораблей новых типов. Она отличалась более длинной (5500 мм) стрелой крана и измененным с учетом формы корпуса новых космических кораблей ложементом. Машины серии ПЭУ-1 строили до 1979 года. Опыт производства и эксплуатации комплекса ПЭУ-1 позволил создать более совершенный поисково-спасательный комплекс следующего поколения "Синяя птица", изначально спроектированный в виде модификаций "Кран" ЗиЛ-4906 и "Салон" ЗиЛ-49061.

ПЭУ-1Р '1981 Произведен в единственном экземпляре

ПЭУ-1Р '1981
ПЭУ-1Р '1981
ПЭУ-1Р '1981
ПЭУ-1Р '1981

AutoWP.ru '2005–н.в.