Предыстория появления первого автомобиля Ярославского Государственного Автомобильного Завода связана с московским заводом АМО (впоследствии ЗиС и ЗиЛ). До освоения в 1924-м году грузовика Ф-15, завод АМО готовил к производству модернизированные грузовики марки White грузоподъемностью 3 тонны. Выпуск для них двигателей и коробок передач АМО наладил в 1922-23 гг.; был спроектирован новый задний мост с карданной передачей вместо цепной.

После Октябрьской революции значительную часть поступивших
на восстановление машин составляли американские White.
Московский завод АМО был в числе прочих предприятий,
осуществлявших капитальный ремонт этих грузовиков.
Впоследствии они послужили праобразом Я-3.
Однако, когда АМО-Ф15 встал на конвейер, планы производства трехтонных грузовиков оставили. И в конечном итоге предприятием АМО было принято решение передать технологическую документацию и приспособления на один из заводов, осуществлявших капитальный ремонт машин White - 1-ый Государственный авторемонтный завод (1-ый ГАРЗ) в Ярославле. Сам завод был основан еще в 1916 году русским инженером Лебедевым и до указанного времени занимался сборкой легковых и санитарных машин.
Но, однако, уже осенью 1924 года инженеры 1-го ГАРЗа приступили к проектированию своего первого автомобиля - 3-тонного грузовика на основе наработок АМО. Они взяли за основу не только модель, модернизированную специалистами АМО «White», но также двигатель и коробку передач, которые рассчитывали получать из Москвы. Самостоятельно делать эти агрегаты завод не мог – не хватало необходимого оборудования. Тем не менее задний мост, рулевое управление, тормоза, раму все-таки изготовляли в Ярославле, кооперируясь с другими предприятиями. Рама из стандартных прокатных швеллеров получилась прочной, но тяжелой. При снаряженной массе 4,5 тонн (как у грузовиков грузоподъемностью 5 тонн) первый ярославский автомобиль был достаточно прочен, чтобы перевозить не 3, как намечали сначала, а 5 тонн, но двигатель "White-АМО" оказался слабым даже для 3 тонн.
Чтобы при сравнительно маломощном двигателе обеспечить достаточный крутящий момент машине, масса которой с грузом составляла 7,5 тонн (вдвое больше, чем масса АМО-Ф15 с полной нагрузкой), главный конструктор 1-го ГАРЗ В. Данилов пожертвовал скоростью. Для этого передаточное число редуктора заднего моста он увеличил вдвое по сравнению с АМО-Ф15. Я-3 не слыл скороходом, зато легко преодолевал крутые подъемы, грязь, рыхлый снег толщиной до 15 см. Редуктор заднего моста у него был двойным: в него входила пара конических и пара цилиндрических шестерен, которые были сделаны прямозубыми и при работе издавали сильный шум. Поскольку прототипом для ярославской модели стал «White», отличавшийся как все американские машины, левым расположением руля, то и Я-3 стал первым советским автомобилем с левым расположением руля.

При рабочем объеме 3684 см3 двигатель «White-AMO» развивал мощность 30 л.с. при 1400 об/мин. Для охлаждения служили большой радиатор и вентилятор для тяги воздуха через радиатор. Поэтому на Я-3 боковины капота не глухие, как на АМО-Ф15, а с восемью отдушинами каждая. Подача топлива осуществлялась самотеком из бака под сиденьем водителя, зажигание - от магнето, генератора не было. Поэтому Я-3 оснащался ацетиленовыми фарами и гудком с резиновой грушей, а двигатель запускался вручную несъемной пусковой рукояткой. Четырехступенчатая коробка передач типа «White» уже оснащалась качающимся, а не кулисным рычагом переключения передач.
Зависимая подвеска всех колес Я-3 на продольных полуэллиптических рессорах следовала давним традициям. Но задние рессоры не передавали толкающих усилий на раму. Эти функции выполняли две толкающие штанги. Колесная база автомобиля - 4200 мм - оставалась неизменной и на всех последующих ярославских двухосных грузовиках вплоть до 1942 года.
Интересно, что при тогдашних скромных возможностях кабину первого ярославского грузовика изготовили из дуба и отлакировали, а сиденья обили натуральной кожей! Кабина сбоку не остеклялась, на переднем ее щите не было никаких приборов, стеклоочиститель также отсутствовал. Невероятен и тот факт, что при левом расположении руля левый борт кабины был занят кронштейном запасного колеса, а единственная дверь находилась справа. Таким образом, чтобы сесть за руль, водителю приходилось перешагивать через рычаги переключения передач и тормоза, располагавшиеся в середине кабины.
Я-3 оснащался пневматическими шинами размером 38Х7. Надо заметить, что в те годы машины грузоподъемностью 3 тонны и выше еще нечасто комплектовались, подобно Я-3 пневматическими шинами.

Грузовик Я-3 перед испытательным пробегом
Ярославль-Москва-Витебск-Ленинград-Тверь-Москва-Ярославль.
За рулем - главный конструктор В.В. Данилов. Июнь 1926 г.

Один из самых ранних городских автобусов на шасси грузовика Я-3,
эксплуатировавшихся с 1925 по 1930 г. в столице Советской Украины Киеве.

Я-3 "Горняк", пожарная линейка химического тушения
Первые два грузовика Я-3 были готовы к 7 ноября 1925 г. Они успешно прошли испытания по маршруту Ярославль-Ростов-Ярославль, после которого завод приступил к их серийному производству. На шасси Я-3 отдельные кузовные мастерские монтировали пожарные линейки и автобусные кузова на 22 мест для сидения. Три таких автобуса эксплуатировались в 1927-1928 гг. в Москве.
Подготовлено по материалам книги "Автомобили России и СССР", т.3, Л. Шугуров.