ВАЗ-2108 - легковой автомобиль B/С сегмента с трёхдверным кузовом хэтчбек. Прозводитель ОАО АвтоВАЗ.

Автомобиль ВАЗ-2108 впервые появился в
1984 году. Эта модель с трехдверным кузовом хэтчбек стала
эпохальным событием не только для Волжского автозавода, но и для всего советского автопрома. Предложено было именовать ее на внутреннем
рынке -"Спутником", но название не прижилось и в конце концов
утвердилось экспортное - "Самара". Модель ВАЗ-2108 Спутник/Lada Samara
положила начало массовому выпуску в стране переднеприводных легковых
автомобилей. Автомобиль получился более надежным в
управлении, безопасным и экономичным по сравнению с классическими
"Жигулями". Коррозионная стойкость кузова также стала объективно лучше.
В новинку было все: переднеприводная компоновка, кузов хэтчбек,
поперечное расположение двигателя, бесконтактная система зажигания,
передняя подвеска типа McPherson (подвеску доводили инженеры компании Porsche), реечное рулевое управление, тросовый
привод сцепления, пластмассовые энергопоглощающие бамперы. Автомобили
первых выпусков страдали "детскими болезнями", которые
завод изживал прямо по ходу производства, на потребителях. Особенно
досаждали тогда недолговечные и жутко дефицитные компоненты системы
электронного зажигания (особенно ранняя модель коммутатора 36.3734).
Впрочем, и карбюраторы типа Solex особо расслабиться не давали, не говоря уже о текущих стойках, износе чехлов и
самих ШРУСов, гремящих передней панели и обивке салона и ненадежной
конструкции замков дверей. Частично с некоторыми неисправностями на
более поздних выпусках смогли справиться, например, с
самоотворачиванием гаек передних ступиц и обрывом троса сцепления, но
большинство проблем так и не было устранено.
Машина оснащалась рядными
4-цилиндровыми бензиновыми двигателями. Первоначально базовым
двигателем на ВАЗ-2108 был взят 1,3-литровый 65-сильный с
четырехступенчатой коробкой передач. Его отличала достаточная надежность. Он способен без проблем пройти 150 тыс. км. Самой распространённой проблемой являлась частая замена масляного фильтра и необходимость обслуживания
зажигания и регулировки клапанов только на СТО. Модификация ВАЗ-21083,
выпускалась с 1987 года и оснащалась карбюраторным двигателем рабочим
объемом 1,5л. Позже появилась модификация ВАЗ-21083i с инжекторным двигателем рабочим объемом 1.5л.
Несколько позже, для экспорта в некоторые страны, начали производство
модификации ВАЗ-21081 с рядным 4-цилиндровыми бензиновым 1,1-литровым
53-сильным не слишком темпераментным двигателем. В 1996 году выпуск
этой модификации завершили.
В 1990 году был проведен
рестайлинг передней части, в результате которого "восьмерка" приобрела
иную форму крыльев и избавилась от пресловутого "клюва".

Существовал ряд моделей, которые по своим характеристикам не отличались от базовых моделей, но из за разницы в расположении узлов и агрегатов получили собственные индексы. Экспортные варианты, выпускавшиеся для Великобритании - ВАЗ-21086, ВАЗ-21087, ВАЗ-21088. Это аналоги соответственно моделей ВАЗ-2108, ВАЗ-21081, ВАЗ-21083, но с правосторонним расположением рулевой колонки. Соответственно изменено расположение педалей управления и вакуумного усилителя тормозов. Изменен алгоритм движения дворников ветрового стекла. Они двигаются слева направо, что обусловлено 'зеркальным' механизмом привода дворников.

В последние годы выпуска можно
было выбрать варианты с различными панелями приборов, системой впрыска топлива и различным дополнительным
оборудованием.
В 1998 году на базе моделей
21083 и 21213 был разработан внедорожник ВАЗ-210834 Лада Тарзан, в 2000
году ВАЗ-210832 Спутник / Cамара.

В настоящее время ВАЗ перешёл на производство автомобилей Самара-2, которые представляют собой модернизированные "восьмёрки", "девятки" и "девяносто девятые". Но производство прежних моделей продолжается на зарубежных сборочных предприятиях.
составлено по материалам www.autosvit.com.ua