Появление на свет данного автомобиля интересно и неслучайно. Дело в том, что в СССР после  XXII Олимпийских игр 1980 года встала резкая необходимость модернизировать ПТС ( передвижные телевизионные станции). В то время основная модель ПТС-ЦТ «Магнолия-80» строилась на шасси ЛиАЗ-5932. Но тесный лиазовский автобус не очень устраивал телевизионщиков, и после Олимпиады было решено перейти на более грузоподъемное и крупное шасси - КАМАЗ-53213.

 

Заметка из газеты "Труд" от 25 августа 1985 г.

Эти ПТС (передвижные телевизионные станции) строились следущим образом: в Набережных Челнах строилось шасси КАМАЗ-53213, оттуда шасси переправлялись в Финляндию, в город Тампер на автобусный завод Ajokki, где монтировался кузов, а затем собраные станции переправлялись в Литовскую АССР в г.Шауляй на завод "Телевизионная техника", где укомплектовывались телевизионным оборудованием.

Магнолия-83 Болгарского национального телевидения.

Надо отметить сразу, что все экземпляры Магнолий по своей комплектации оборудования не были похожи друг на друга.
Для описания достаточно привести версию ПТС , выпущенную для  для телерадиокомпаний Таллина.

 ПТС Латвийского телевидения

Основным автомобилем служит ПТС "Магнолия-83А". Он разделен на багажный отсек и салоны: звукорежиссера, видеорежиссера и инженера. В последнем салоне места видеорежиссера и инженера разделены стеклянной перегородкой. Габариты ПТС 11,3x2,5x3,87 м, вес 19 т.

Питание осуществляется от трехфазной сети переменного тока напряжением 380 В, а также от встроенного дизель-генератора Panda 25 Fischer. Потребляемая мощность не более 25 кВА. Станция оснащена блоком защитного отключения питания, который предохраняет оборудование в случае возникновения аварийных ситуаций. Система кондиционирования состоит из охладительного компрессора и двух испарительных батарей и может работать как в режиме вентиляции, так и в режиме охлаждения. Предусмотрены системы отопления как при движении автомобиля, так и во время развертывания станции и проведения съемок. В первом случае применяются 4 сотовых вентилятора с регулируемыми термостатами, работающие от бортовой сети автомобиля напряжением 24 В, а во втором случае используются электрические радиаторы мощностью 400 и 800 Вт также со встроенными регулируемыми термостатами, а также водяной обогреватель на дизельном топливе.

Видеооборудование ПТС:

  • видеотракт: компонентный Y, PB, PR, на выходе PGM формируется сигнал в стандарте PAL, &nbsp4 внешних источника EXT 1, EXT 2, EXT 3, EXT 4 в стандартах SECAM, PAL;
  • шесть телевизионных камер DXC-D30P Sony;
  • шесть телевизионных штативов SD-22XLT Vision Vinten;
  • три центральные компонентные матрицы 16x8 Q1608 Quartz;
  • видеомикшер 16-входовый FDM-V162P FOR.A;
  • два кодера PAL V4131 Vistek;
  • три видеомагнитофона BVW-2800P Sony;
  • дисковый видеомагнитофон LDR-110 FOR.A;
  • телевизионный знакогенератор Inscriber North Image;
  • монтажный контроллер PVE-500 Sony;
  • видеомониторы PVM-6044QM Sony и др.


Звуковое оборудование ПТС:

  • звуковой микшер B800 Soundcraft;
  • кассетный магнитофон 102MK II Tascam;
  • проигрыватель компакт-дисков CD-40 MKII Tascam;
  • цифровой магнитофон DA-30 MK Tascam;
  • звуковые колонки 1031A Genelec;
  • усилители мощности CS-200X Peavey;
  • система озвучивания T3 Vector;
  • устройства обработки звука: экспандеры, компрессоры и т.д.


Для служебной связи используется матрица EASi-COM MTX-1200 Drake.

ПТС оборудована телескопической мачтой NH-7 Hilomast, камеры подключаются триаксиальными кабелями, намотанными на барабаны с электрическим приводом. Устойчивость автомобиля во время работы обеспечивают домкраты задней оси с электроприводами. Также установлены телевизионные антенны для 2-го канала и универсальная Tvi. Попасть на площадку, расположенную на крыше, можно по выдвижной лестнице.

 Эти машины разошлись по территории СССР и за его пределами. Известно, что такие машины есть у телерадиокомпаний Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Красноярска, Харькова, Минска, Киева, Казани и даже на Таймыре!

 Сколько всего экземпляров было построено - неизвестно, но последние экземпляры были сделаны в 1993 году. Они назывались Кипарис: «начинку» делали уже не в Шяуляе, а в Каунасе, на заводе Banga, и шильдика «КАМАЗ-Ajokki» на передках не было (ателье Ajokki к тому времени вошло в автобусную группу Carrus).

 

ПТС Кипарис Banga

 

 

 В середине девяностых, после безуспешных поисков инвесторов был пущен с молотка обанкротившийся завод Banga. Шяуляйский завод, к счастью, выжил и по сей день строит телестанции на импортных шасси (а также занимается реставрацией своих Магнолий по заказам). Завод Ajokki вместе с группой Carrus в 2004 году вошел в состав концерна Volvo. В начале 2008 года компания Volvo обьявила о его закрытии, наряду с другими мелкими автобусными ателье.

 А уникальные КАМАЗы-Ajokki по-прежнему работают в городах бывшего Советского Союза и за его пределами....

 

Реклама Магнолий во внешнеторговом издании 80-х годов

По материалам сайтов:

www.autoreview.ru 

«Грузовик Пресс» №7/2007

 

AutoWP.ru '2005–н.в.